Корпус текстов

Л.В.Бондарко, С.Б.Степанова

“Фонетически представительный текст”

 

Был тихий серый вечер. Дул ветер, слабый и теплый. Небо было покрыто тучами, сквозь которые иногда прорывались лучи заходящего солнца.

Наш автобус номер 7 шел на запад. Мы все ехали в великий старый город, электрические огни которого были видны далеко впереди. По центральному радио передавали легкую музыку. Хор ребят исполнял песенку “Золото осени”. Я невольно прислушивался к разговорам в автобусе.

Сосед–моряк, не раз бывавший за границей, рассказывал о различных странах, о музеях, о газетах. В них защищают всеобщее равенство, говорят о нужде и судьбе обыкновенных рабочих. Тема была мне знакома: у нас достаточно много пишут о внешних связях, необходимых для механизации в объединениях заводов.

Впереди меня двое ученых говорили о предстоящей конференции: “Наша лаборатория семь лет отдала эксперименту по проверке этой формулы. Нам было неизвестно значение функции сопротивления, особенно при высоком давлении над поверхностью жидкости. Опыты показали, что оно равно десяти в пятой степени условных единиц”. “Странно,– ответил его товарищ,– а наш преподаватель Тревогин в лекции называл другую цифру. Очевидно, это вызывается неравномерным размещением плотности составляющих. Я думаю, теперь надо изучить соотношение длины и объема.” Их разговор был совсем непонятным для меня.

Я обратил внимание на женщину, которая уже не в первый раз сажала на сиденье своего малыша. Рыжий мальчик, которому было года три, отворачивался, вырывался, показывал маме розовый язык. Я решил, что мама сейчас рассердится. Но она, стараясь сохранять строгий вид, не могла не улыбаться. Было видно, что она очень любит своего сына, считает, что лучше нет детей на свете: он самый умный, самый милый, самый веселый. Юный шалун мог позволить себе многое.

Я отыскал в дорожной сумке книгу о животных, которую купил для дочки, вынул ее, открыл. На первой странице по голубому небу летели голуби. “Дядя, это кто?”– спросил малыш, заглядывая на следующую страницу. “Это кит”. “а ты знаешь, сколько килограммов он весит? сто? Сколько сантиметров в секунду он проплывает? Двадцать? Кит сильный? Он есть мясо? А мед? Кто его нарисовал? Художник?” Вопросы следовали одни за другим. Мы привлекли внимание пассажиров. Все с улыбкой следили за нами. Наконец мама сказала: “Шурочка, душа моя, уже поздно, скоро ночь. Здесь нельзя шуметь. Пойдем спать. Сядь сюда”. Сначала Шура сопротивлялся, тащил маму в сторону. потом затих, держа в руке желтого песика. Его дыхание было чуть слышно. Я выключил лампочку дневного света.

Вид спящего ребенка вызвал во мне воспоминания о моем детстве. тогда беда ходила рядом, и даже необходимый для жизни хлеб выдавали граммами. Потом вспомнил об учебе в вузе, о первых годах на фабрике. Там я понял о себе главное: кроме интересной работы, мне мало что нужно в жизни. Так, задумавшись, я не заметил, как заснул. Город – цель нашего пути – был еще не близко.

(Бюллетень фонетического фонда русского языка 

№ 4 сентябрь 1992, стр. 132–134)

Н.Д.Светозарова

Текстовый модуль “Диалог”

 

– Что вы делали на последнем занятии?

– Мы читали новый текст.

– Давайте поговорит о нем! Помните, как он начинается?

– Да. Был тихий серый вечер. небо было покрыто тучами. Наш автобус

   шел на запад.

– Кто же ехал в этом автобусе?

– Моряк, двое ученых, мать с ребенком...

– А что они делали?

– Моряк рассказывал о различных странах, двое ученых говорили о

   предстоящей конференции.

– А рассказчик?

– Сначала он слушал моряка. Тема была ему знакома: он много раз

   слышал об этом по радио. потом он прислушался к разговорам уче-

   ных.

– Наверное, это было непонятно?

– Да, совсем непонятно! Какой–то эксперимент, функция, давление...

   Лаборатория семь лет отдала проверке одной формулы.

– Странно!

– Тогда пассажир обратил внимание на женщину с ребенком.

– Сколько лет было мальчику?

– Года три. Совсем еще малыш!

– Он смотрел в окно?

– Нет, он не смотрел в окно. Он отворачивался, вырывался, показывал

   маме язык.

– Мама сердилась?

– Сердилась ли мама? Ну что вы! Она старалась сохранять строгий вид,

   но не могла не улыбаться. Было видно, что она очень любит своего

   сына. Он для нее самый умный, самый милый, самый веселый.

– А что было потом?

– Что было потом? Пассажир отыскал в сумке книгу, которую купил

    для дочки.

– С картинками?

– Да, с картинками. На первой странице были нарисованы голуби, на

   второй – кит.

– Мальчик знал, кто это?

– Нет, не знал. В том–то и дело! Последовали вопросы. “Кто это?” –

   “Голуби.” – “А это кто?” – “Кит.” – “Кит сильный?” “Кто его нари-

    совал? Художник? Сколько килограммов он весит? Сто?” – Сколько

    килограммов он весит, пассажир не знал. А нарисовал кита – худож-

    ник.

Было уже поздно. мама ласково сказала ребенку: “Пойдем спать, Шура. Сядь сюда! Здесь нельзя шуметь!” Шура сопротивлялся, и мать сказала уже строго: “Шура! Сядь сюда! Здесь нельзя шуметь!”

– Шура скоро заснул или еще шалил?

– Шура скоро заснул. Вид спящего ребенка вызвал у рассказчика вос-

   поминания о детстве. Задумавшись, он не заметил, как тоже заснул.

– Вам понравился рассказ?

– Да, очень! Особенно последняя фраза: “Город – цель нашего пути –

   был еще не близко.”

(Бюллетень фонетического фонда русского языка 

№ 4 сентябрь 1992, стр. 137–138)

В петле неудач.

 

Никогда еще ленинградцы не были свидетелями таких интересных происшествий на воде. Широчайшие набережные у речных вокзалов в это июльское утро заполнены людьми: детьми, юными и пожилыми болельщиками. Двадцать лучших скутеристов из  шести стран: Англии, Гвинеи, Франции, Германии, Голландии, России, вошедшие в элиту спортсменов–водников, съезжаются к берегам Невы. Трасса пробега сверхмощных скутеров растягивается не на один километр в длину, слегка расширяясь  к устью. Как вихрь пронесся первый корабль. Не рассчитав усилий, с жутким скрежетом, столкнулись английский и французский лидеры. В одно мгновение заядлые гонщики были сброшены вглубь мутных вод. “Нужна экстренная помощь?” – подумали зрители: “Помочь бы им.” Но без чувства страха они без задержки взбираются на угол отбитой кормы, тщетно пытаясь обмануть безжалостную судьбу. Над землей угрожающе сгущалась мгла, небо обволокло тучами, подтвердился прогноз обсерватории: идет циклон с дождем со Шпицбергена. В третьем пробеге участвовали лишь впятером. Что их ждет? Кто же выиграет?  Смог бы худощавый шутник–геологоразведчик с поэтическим именем Олег Айвазовский. Но, поддерживая бешеный темп, чтобы партнеров эффектно объехать сбоку, командир, жонглируя  рулем, не сориентировался,  и экипаж очутился в пучине бушующих волн.  Выкарабкавшись из–под затонувшего судна пробежчики вплавь направились к шлюпке, поджидавшей их у финишного пункта. Наконец, судья, оценив катастрофическую ситуацию, с сожалением осуществил общее пожелание: закончить эти жесточайшие испытания.