Фоноскопическая экспертиза

Фоноскопическая экспертиза позволяет идентифицировать говорящего по голосу и звучащей речи; установить дословное содержание разговора; определить подготовленность (спонтанность) звучащей речи.

За последние годы средства регистрации изображения и звука благодаря их надежности, миниатюрности, простоте и полноте фиксации визуальной и звуковой информации нашли широкое применение в быту, на предприятиях и в учреждениях.
Для криминалистов записи изображения и (или) звука – часто являются важным источником информации. С юридической точки зрения особенность анализа видео- и звуковой информации расследуемого происшествия состоит в том, что такое исследование позволяет доказать многие факты деятельности, происходящие с глазу на глаз, без свидетелей. По этой причине видео- и звукозаписи широко используются в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Исследование записей изображения или звука с целью установления фактов, имеющих доказательственное значение, и составление по данным указанного исследования экспертного заключения для использования последнего в судопроизводстве называется криминалистической экспертизой видео- и звукозаписей (КЭВиЗ). Данный род судебной экспертизы входит в класс криминалистических экспертиз и подразделяется соответственно на два вида: криминалистическую экспертизу видеозаписей (КЭВ) и криминалистическую экспертизу звукозаписей (КЭЗ).

Фоноскопическая экспертиза или экспертиза звукозаписей?

Название «фоноскопическая экспертиза» впервые появилось в 20 веке. В связи с развитием теории речеобразования предполагалось, что идентификационное исследование будет проводиться по такому же принципу, как и дактилоскопическая экспертиза (от греч. δάκτυλος - палец, φωνή - звук и σκοπέω - смотрю, наблюдаю), т.е. будут  исследоваться «отпечатки» голоса на фонограмме. Однако со временем было установлено, что только лишь сравнение статистических характеристик речевого тракта недостаточно для достоверного идентификационного исследования в силу разных причин, в т.ч. плохого качества записей во время проведения оперативно-розыскных мероприятий. Была разработана методика комплексного исследования:  аудитивного, лингвистического и инструментального исследований, и «фоноскопическая экспертиза» утратила свой первоначальный смысл. Тем более что такое наименование не отражало всех видов технического исследования фонограмм.  Были предложены различные названия данного рода экспертизы: «криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей» в системе судебно-экспертных учреждений Минюста или «фонографическая экспертиза» - в экспертных подразделениях ФСБ. А «фоноскопическая экспертиза» исторически закрепилась в экспертно-криминалистической службе МВД.

идентификация по голосу

Предмет криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей составляют фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе специальных познаний экспертов – специалистов в области видеозаписи и видеопроекции, звучащей речи, звуковой среды, а также условий, средств, материалов и следов видео- и звукозаписей.
Научные основы криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей составляют специальные знания в области криминалистики, электроакустики, звуко- и видеотехники, математики, электроники, психологии, лингвистики, теории речеобразования, медицины. Использование средств и методов, разработанных в различных науках, для проведения экспертных исследований видео- и звукозаписей позволило криминалистам создать комплексные методики, с помощью которых эксперты в состоянии решать весь перечень задач данного рода экспертизы.
Задачи целиком определяют тот круг вопросов, которые ставятся следствием или судом при назначении экспертизы. В рамках криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей на разрешение экспертов могут ставиться следующие вопросы:

  • Пригодны ли для идентификационного исследования по голосу и звучащей речи представленные фонограммы (видеофонограммы), содержащиеся в файлах <…>, расположенных на оптическом диске <…>?

  • Пригодны ли для идентификационного исследования по голосу и звучащей речи представленные фонограммы (видеофонограммы) образцов голоса Иванова И.И., содержащиеся в файлах <…>, расположенных на оптическом диске <…>?

  • Каково дословное содержание разговоров, зафиксированных в фонограммах (видеофонограммах), содержащихся в файлах <…>, расположенных на оптическом диске <…>?

  • Имеются ли на представленных фонограммах (видеофонограммах), содержащихся в файлах <…>, расположенных на оптическом диске <…>, голос и звучащая речь Иванова И. И., чьи образцы голоса и звучащей речи представлены на исследование? Какие именно фрагменты произнесены Ивановым И. И.?

  • Является ли зафиксированная на фонограмме (видеофонограмме) звучащая речь неподготовленной или подготовленной (т.е. заранее заученной и произнесённой наизусть или чтением)?

Представленный перечень вопросов не претендует на абсолютную полноту и может быть расширен по мере возникновения новых следственных ситуаций.

Примечание:
фонограмма - сигналограмма, полученная в результате звукозаписи;
видеограмма - сигналограмма, полученная в результате видеозаписи;
видеофонограмма - сигналограмма, полученная в результате видеозвукозаписи.


Подготовка и оформление материалов для производства экспертизы
При назначении КЭВиЗ всегда должен определяться непосредственный объект исследования: фонограмма (видеограмма, видеофонограмма); фрагмент фонограммы; источник видео- или звуковой информации – магнитная лента, компакт-диск, DVD-диск и т.д.; средство регистрации информации – магнитофон, видеомагнитофон и т.д.

Методика идентификационного исследования по голосу и звучащей речи

Идентификационное исследование по голосу и речи имеет своей целью установление тождества между голосами на исходных фонограммах и фонограмме образцов. В соответствии с положениями монографии «Криминалистическая идентификация говорящего» оно является комплексным исследованием, состоит из трёх частей:

  • аудитивная часть,

  • лингвистическая часть,

  • инструментальная часть.

Аудитивная часть исследования имеет своей целью установление аудитивных идентификационных признаков с помощью методов перцептивного (слухового) анализа голоса и звучащей речи.

Лингвистическая часть исследования проводится с целью выявления имеющихся в речевом материале лингвистических идентификационных признаков с помощью различных методов лингвистического анализа звучащего текста. Лингвистический анализ включает в себя:

  • фонетический анализ устного текста (свойства отдельных звуков или звукосочетаний, их соответствие или несоответствие произносительной норме, интонационные особенности);
  • анализ лексико-семантических признаков звучащей речи (нормативность, стилистическое соответствие, объём активного и пассивного словарного запаса, способ и степень выразительности речи, средства выражения эмоций и экспрессии, наличие индивидуально синонимированных слов, предпочтение одного из ряда синонимов, наличие архаизмов, диалектизмов и других слов ограниченной сферы употребления, употребление ряда слов в функции средств речевого контакта и в качестве речевых актуализаторов);
  • анализ лексико-синтаксического строя (правильность синтаксических конструкций, оборотов и выражений, правильность словоизменения, словообразования, особенности употребления эмфатических (выразительных, обеспечивающих экспрессивность речи) средств, наличие разного типа повторов, порядок слов в высказывании, глубина синтаксической сложности).

Инструментальная часть исследования направлена на

  • выявление и оценку признаков, характеризующих функционирование источника возбуждения речевого тракта,

  • фонетическое качество звуков речи говорящего.

Первый раздел инструментальной части направлен на исследование статистических характеристик мелодической кривой производится на представительной выборке реплик, на которых обеспечивается устойчивое выделение контура основного тона на фоне шумов. В качестве критериев для отбора анализируемых речевых отрезков принимается: отношение сигнал/шум, сопоставимая эмоциональная окраска высказываний и акустические условия записи. Выделение частоты основного тона колебаний голосовых связок проводится с помощью специализированной программы-анализатора основного тона. Подбор установок программы осуществляется по результатам предварительного кепстрального анализа.

кепстр

Второй раздел инструментальной части исследования направлен на определение фонетического качества звуков речи методами спектрального анализа и проводится на выборке слов, содержащих ударные гласные, на которой обеспечивалось определение характеристик резонансных частот артикуляционного тракта.

Форманты

Получение образцов голоса и речи

В процессе подготовки к получению образцов речи следует определить, какие условия должны быть обеспечены в процессе записи и каким способом (установление психологического контакта с проверяемым, точная формулировка вопросов, планирование содержания беседы) этого можно достичь. Содержание вопросов необходимо продумать заранее, чтобы получить сравнительные материалы, сопоставимые с основной фонограммой. Беседа должна быть построена так, чтобы больше говорил фигурант. Это может быть рассказ о своей жизни, о профессии, о событии в городе, в стране и пр. В ходе записи не следует прерывать испытуемого, надо дать возможность ему свободно высказаться, даже если он отклоняется от темы. Желательно получить образцы живой, свободной речи фигуранта общей длительностью не менее 20 – 25 минут;
В целях обеспечения пригодности образцов голоса и речи для сравнительного исследования, их сопоставимости с исходной записью нужно стремиться получить сравнительные материалы в аналогичных технологических и акустических условиях или (если такое невозможно) попытаться смоделировать такие условия в процессе записи фонограммы-образца.
Наряду с техническими характеристиками немаловажную роль играет сопоставимость основной фонограммы и образцов речи с точки зрения ситуации общения. Если такая сопоставимость не была обеспечена следователем в процессе получения образцов, то имеющийся в распоряжении эксперта речевой материал должен анализироваться на предмет выбора из него сопоставимых фрагментов.

Методика установления дословного содержания разговоров

Для установления дословного содержания фонограмм и дифференциации реплик участников применяется методика многократного прослушивания речевого материала.

Применяемые условные обозначения:

  • дифференцированные реплики участников разговора имеют буквенно-цифровое обозначение (например, «М» или «М1»), которые присвоены говорящим, исходя из очередности вступления последних в разговор;
  • реплики участников разговора, принадлежность которых какому-либо конкретному лицу установить на слух не удалось, имеют буквенное обозначение со знаком вопроса (например, «М?» или «Ж?»);
  • недифференцированные реплики участников разговора обозначений не имеют;
  • слова, установленные предположительно по созвучию, приводятся в круглых скобках;
  • комментарии к звуковой обстановке и к качеству фонограммы приводятся в квадратных скобках;
  • установленные сокращения: «нрзб.» - неразборчиво (фрагменты речи, содержание которых на слух установить не удалось), «Н. р.» - неразборчивость реплик (продолжительные участки неразборчивой речи с осложненной дифференциацией);
  • некоторые особенности произнесения форм слов, словосочетаний, а также речевые сбои, растягивание фонации гласных указаны в виде условной орфографической транслитерации и не являются грамматическими и орфографическими ошибками в написании.
дословка